Воткинский завод, специализирующийся на литье чугуна, был построен на Урале в 1757 г. по приказу графа Шувалова, а спустя 2 года предприятие выпустило первую «порцию» железа. 

В конце XVIII века по велению Екатерины II на заводе наладили якорное производство, столь необходимое тогда судоходству, и суммарно выпустили порядка 2 десятков тысяч якорей. Восторженная молва о качестве воткинского металла шла по всей России, и вскоре на предприятие поступил государственный заказ на создание каркасной основы шпиля для Петропавловской крепости, с которой работники Воткинского завода справились даже лучше, чем прославленные литейщики Великобритании. И уже весной 1858 года металлические конструкции были доставлены  в СПб – так провинциальный городок подарил северной столице одну из ее главных достопримечательностей и визитных карточек. А с середины XIX столетия предприятие осваивает и машиностроение, выпуская паровозы магистрального типа.

Во время гражданской войны завод был временно заморожен в связи с материальными трудностями, зато уже в 1925 году он снова распахнул свои двери. Советский период предприятия связан с ракетостроением, а сегодня оно выпускает нефтегазовое оборудование и высокоточную технику для научно-исследовательских работ.